В середине восьмидесятых в Юрге из-за сбросов в Томь производственных отходов находящихся выше по течению предприятий речная вода прямо-таки изобиловала фенолом и другими совсем не полезными химическими соединениями. Именно тогда в городе решили бурить артезианские скважины,
replica panerai из которых жители могли бы брать чистую питьевую воду. От идеи «массового бурения» вскоре отказались – качество подземной воды ожиданий не оправдало.
Уже пробуренные скважины так и остались функционировать, а закрывать их начали лишь недавно. Большинство юргинцев, считающее бессмыслицей хождение за водой в колонку, этого даже не заметило. Странно, что не все отнеслись к закрытию скважин равнодушно. Находятся и те, кто до сих пор считает артезианскую воду чуть ли не целебной, упрямо не замечая сантиметровую накипь на нагревательных элементах чайников.
А ведь, согласно регулярно проводимым анализам, артскважины «грешат» не только жесткостью. Бактерии, органические примеси, нитраты – неотъемлемые ингредиенты артезианской воды. К примеру, в некоторых из них содержание нитратов достигает 175 миллиграммов на литр при предельно допустимой концентрации 45 мг/л. В водопроводной воде этот показатель не превышает 8 мг/л.
Кстати, содержание фенола даже в Томи уже давным-давно находится в пределах нормы (порядка 0,0009 мг/л при ПДК 0,001 мг/л). Поэтому становится совершенно непонятным желание некоторых юргинцев во что бы то ни стало сохранить оставшиеся скважины, вода в которых по качеству значительно уступает водопроводной.
Неудовлетворительное качество подземной воды – не единственная причина, по которой был разработан план закрытия скважин, согласованный с городским управлением жилищно-коммунального хозяйства. Дело в том, что ни одна из них не соответствует введенными в 2002 году СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Согласно этому документу подземные источники водоснабжения должны иметь три пояса защиты. В первом, радиусом не менее тридцати метров, «не допускается посадка высокоствольных деревьев, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий», а его территория «должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной (!!!).
Во втором, радиусом двести метров, не допускается размещение источников потенциального биологического заражения, к примеру, заглубленных туалетов или выгребных ям, и «объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод», таких как склады горюче-смазочных материалов, автомойки или заправочные станции. Находиться такие объекты могут лишь в третьей зоне (ее радиус 300 метров) и то только «при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, выданного с учетом заключения органов геологического контроля».
Кто и на какие средства будет выполнять вышеуказанные мероприятия? И какой смысл содержать артезианские скважины в черте города, где в каждой квартире из крана течет чистая питьевая вода? Уж не для того ли, чтобы жители близлежащих домов (как это нередко бывало) мыли свои автомобили и стирали ковры?
Но такой способ использования якобы бесплатных подземных источников обходится достаточно дорого – ООО «Юрга Водтранс», в ведении которого они находятся, грозят серьезные штрафы за нарушение правил водопользования, размер которых составляет десятки тысяч рублей.